«С новым годом!». Любимый праздник в фотографиях и открытках XX века
Государственный центр фотографии (РОСФОТО)
«С новым годом!»
Любимый праздник в фотографиях и открытках XX века
20.12.2007 — 27.01.2008
Выставочный зал Государственного центра фотографии Большая Морская ул., 35
Как семейный альбом с черно-белыми фотографиями, Новый год объединяет родственников и друзей, и будто сто лет тому назад, кто-то из нас непременно возьмет камеру и попросит своих близких позировать на фоне елки и ватного Деда Мороза.
Организовывая эту выставку, мы стремились с возможной полнотой исследовать сентиментальную тему новогодней фотографии, от традиционных изображений с обязательной елью и не менее привычных зимних пейзажей, натюрмортов с елочными игрушками, карнавальных сюжетов до работ достаточно парадоксальных в контексте привычных представлений о любимом празднике.
Это фотографии, фотоколлажи, семейные альбомы, различные варианты открыток: дореволюционные и советские, отпечатанные в типографии или изготовленные кустарями.
В разнообразии стилей, жанров, фактур чудесным образом сохраняется то общее на всех ощущение праздника, которое выразимо в единственных словах: «С Новым Годом!» Феномен этого чувства, его принадлежность людям разных стран и поколений нашли выражение в бесконечной веренице заимствований, забавных и обаятельных переделок.
Так, элегантные дамы и господа, запечатленные австрийским или немецким мастером, с муляжами новогодних подарков в руках стали героями европейских открыток, которые в дореволюционное время продавались в российских городах.
Впечатать поздравление на русском языке в образец западной полиграфии было несложным делом – для этого изготавливались специальные штампы, а их производители злоупотребляли своим нехитрым изобретением, благодаря чему мы находим открытки с самыми разнообразными европейскими ландшафтами, которые связаны с Новым годом надписью и только.
Старые новогодние открытки, как европейские, так и русские, станут немалой ценностью после революции, когда встреча Нового года окажется под запретом вплоть до 1935-го, приняв после опалы неожиданно идеологический облик – праздника радостного и счастливого детства в стране социализма. (Фотография встречи 1936 года семьей советского офицера представлена на выставке, как бесспорное доказательство реабилитации самого праздника и новогодней елки как его символа.)
Одним из свидетельств того, что ни директивы государства, ни военные годы не вытеснили память о празднике, как о семейном, лирическом событии может послужить трансформация, которая произошла с открыткой начала ХХ века, изображающей двух прекрасных дам в длинных платьях. Сначала безымянный кустарь переснял изображение с оригинала, потом раскрасил таким образом, что на фоне появилась новогодняя елка, и, разумеется, подписал: «С новым 1944 годом!» Время, впрочем, здесь тоже сказало за себя – в характерном для послереволюционной орфографии воспроизведении названия праздника – до 1917 года слова в поздравлении всегда писались с больших букв.
А открытки советского производства, первые из которых появятся в тридцатые, будут уже совсем иными, с крепкими лыжниками и фигуристами, реже танцующими парами. И все же изображение безмятежно счастливого ребенка по-прежнему оставалось главным знаком наступающего Нового года в СССР.
Довольно дерзкими коллажами, совмещающими в единое изображение Деда Мороза, связку воздушных шаров и какую-нибудь цирковую обезьянку, отмечен труд наших художников в пятидесятые, а вот в шестидесятые дизайн существенно меняется. Ледяное безмолвие зимних пейзажей едва ли не вытесняет людей. Заметим, что фотографический хит советских семидесятых – еловая ветка рядом с горящей свечой и стеклянным шаром явно напоминает нам о едва ли не первой новогодней игрушке – знаменитом саксонском стеклянном шаре шестнадцатого века.
Образ зимы, заснеженного леса, возникающего в воображении за привычными новогодними символами, неизбежно подсказывает восприятие зимней фотографии рубежа XIX-XX века как фотографии новогодней. Эти ранние опыты ценны, прежде всего тем, что снимать зимой при естественном свете было тогда технически крайне затруднительно. Но как фотографии на пленэре, так и сделанные в павильонах на фоне рисованного задника с зимним пейзажем, подкупают сегодня торжественным, праздничным настроением моделей – дам в элегантных манто и их спутников в тяжелых шубах. Однако не чинный, а карнавальный характер нарядов, стихия волшебных преображений, передавшаяся праздникам XX столетия от старинных святочных игр, заставляет нас сегодня всматриваться в новогодние фотографии разных периодов советской истории. «Мальчики-зайчики» и «девочки-снежинки» из утренников эпохи заката брежневской империи не в счет. Дети – главные герои и комедианты домашних новогодних празднеств с наслаждением играют во всяческих «медведей», «японок и китаянок» и, конечно, в «избушки на курьих ножках».
Источник: www.fotonovosti.ru
«С новым годом!»
Любимый праздник в фотографиях и открытках XX века
20.12.2007 — 27.01.2008
Выставочный зал Государственного центра фотографии Большая Морская ул., 35
Как семейный альбом с черно-белыми фотографиями, Новый год объединяет родственников и друзей, и будто сто лет тому назад, кто-то из нас непременно возьмет камеру и попросит своих близких позировать на фоне елки и ватного Деда Мороза.
Организовывая эту выставку, мы стремились с возможной полнотой исследовать сентиментальную тему новогодней фотографии, от традиционных изображений с обязательной елью и не менее привычных зимних пейзажей, натюрмортов с елочными игрушками, карнавальных сюжетов до работ достаточно парадоксальных в контексте привычных представлений о любимом празднике.
Это фотографии, фотоколлажи, семейные альбомы, различные варианты открыток: дореволюционные и советские, отпечатанные в типографии или изготовленные кустарями.
В разнообразии стилей, жанров, фактур чудесным образом сохраняется то общее на всех ощущение праздника, которое выразимо в единственных словах: «С Новым Годом!» Феномен этого чувства, его принадлежность людям разных стран и поколений нашли выражение в бесконечной веренице заимствований, забавных и обаятельных переделок.
Так, элегантные дамы и господа, запечатленные австрийским или немецким мастером, с муляжами новогодних подарков в руках стали героями европейских открыток, которые в дореволюционное время продавались в российских городах.
Впечатать поздравление на русском языке в образец западной полиграфии было несложным делом – для этого изготавливались специальные штампы, а их производители злоупотребляли своим нехитрым изобретением, благодаря чему мы находим открытки с самыми разнообразными европейскими ландшафтами, которые связаны с Новым годом надписью и только.
Старые новогодние открытки, как европейские, так и русские, станут немалой ценностью после революции, когда встреча Нового года окажется под запретом вплоть до 1935-го, приняв после опалы неожиданно идеологический облик – праздника радостного и счастливого детства в стране социализма. (Фотография встречи 1936 года семьей советского офицера представлена на выставке, как бесспорное доказательство реабилитации самого праздника и новогодней елки как его символа.)
Одним из свидетельств того, что ни директивы государства, ни военные годы не вытеснили память о празднике, как о семейном, лирическом событии может послужить трансформация, которая произошла с открыткой начала ХХ века, изображающей двух прекрасных дам в длинных платьях. Сначала безымянный кустарь переснял изображение с оригинала, потом раскрасил таким образом, что на фоне появилась новогодняя елка, и, разумеется, подписал: «С новым 1944 годом!» Время, впрочем, здесь тоже сказало за себя – в характерном для послереволюционной орфографии воспроизведении названия праздника – до 1917 года слова в поздравлении всегда писались с больших букв.
А открытки советского производства, первые из которых появятся в тридцатые, будут уже совсем иными, с крепкими лыжниками и фигуристами, реже танцующими парами. И все же изображение безмятежно счастливого ребенка по-прежнему оставалось главным знаком наступающего Нового года в СССР.
Довольно дерзкими коллажами, совмещающими в единое изображение Деда Мороза, связку воздушных шаров и какую-нибудь цирковую обезьянку, отмечен труд наших художников в пятидесятые, а вот в шестидесятые дизайн существенно меняется. Ледяное безмолвие зимних пейзажей едва ли не вытесняет людей. Заметим, что фотографический хит советских семидесятых – еловая ветка рядом с горящей свечой и стеклянным шаром явно напоминает нам о едва ли не первой новогодней игрушке – знаменитом саксонском стеклянном шаре шестнадцатого века.
Образ зимы, заснеженного леса, возникающего в воображении за привычными новогодними символами, неизбежно подсказывает восприятие зимней фотографии рубежа XIX-XX века как фотографии новогодней. Эти ранние опыты ценны, прежде всего тем, что снимать зимой при естественном свете было тогда технически крайне затруднительно. Но как фотографии на пленэре, так и сделанные в павильонах на фоне рисованного задника с зимним пейзажем, подкупают сегодня торжественным, праздничным настроением моделей – дам в элегантных манто и их спутников в тяжелых шубах. Однако не чинный, а карнавальный характер нарядов, стихия волшебных преображений, передавшаяся праздникам XX столетия от старинных святочных игр, заставляет нас сегодня всматриваться в новогодние фотографии разных периодов советской истории. «Мальчики-зайчики» и «девочки-снежинки» из утренников эпохи заката брежневской империи не в счет. Дети – главные герои и комедианты домашних новогодних празднеств с наслаждением играют во всяческих «медведей», «японок и китаянок» и, конечно, в «избушки на курьих ножках».
Источник: www.fotonovosti.ru
Поделиться:
Активные акции: |
04.04.2025-31.05.2025 Каникулы с Kodak |
13.03.2025-31.08.2025 Путешествие в Марокко от Philips |